Задание 19 подразумевает практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения – электронных таблиц. Результатом исполнения задания является отдельный файл.
Задания части 3 направлены на проверку практических навыков по работе с информацией в текстовой и табличной форме, умения проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных.
Пример
После проведения олимпиады по информатике жюри олимпиады внесло результаты всех участников олимпиады в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
G
|
1
|
Фамилия
|
Имя
|
Класс
|
Зад. 1
|
Зад. 2
|
Зад. 3
|
Зад. 4
|
2
|
Корнеев
|
Сергей
|
9
|
7
|
10
|
4
|
9
|
3
|
Васильев
|
Игорь
|
9
|
0
|
7
|
5
|
3
|
4
|
Лебедев
|
Николай
|
8
|
3
|
7
|
0
|
2
|
В столбце A электронной таблицы записана фамилия участника, в столбце B — имя участника, в столбце C — класс, в котором учится участник (в олимпиаде принимали участие только учащиеся 8 и 9 классов), в столбцах D, E, F и G — оценки каждого участника по четырём задачам, предлагавшимся на олимпиаде. Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 участников.
По данным результатам жюри хочет определить победителя и лучших участников олимпиады. Победитель и лучшие участники определяются по сумме набранных баллов по всем задачам (чем больше сумма баллов, тем выше участник стоит в таблице), при этом результаты учащихся 8 классов умножаются на коэффициент 1,25. Если двое учащихся набрали (с учетом коэффициента) одинаковое количество баллов, то учащийся 8 класса занимает более высокое место, чем учащийся 9 класса. Например, в приведённой выше таблице Лебедев Николай, набравший 12 баллов, должен идти выше Васильева Игоря, набравшего 15 баллов, так как после домножения на коэффициент 1,25 Лебедев Николай также получит 15 баллов в сумме, а при равных баллах учащиеся 8 класса получают более высокое место.
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла вам сообщат организаторы экзамена). После этого подсчитайте для каждого участника сумму его баллов, домножив результаты учащихся 8 класса на коэффициент 1,25. После этого отсортируйте данную таблицу в порядке уменьшения суммы баллов, полученных учащимися, при равной сумме баллов учащиеся 8 класса должны идти выше учащихся 9 класса. При этом первая строка таблицы, содержащая заголовки столбцов, должна остаться на своём месте. Полученную таблицу необходимо сохранить в каталоге под именем, указанным организаторами экзамена.
Особенности задания 19
Таблица содержит большое количество записей и требуют навыков работы с большими массивами данных.
Быстрое перемещение по таблице:
- Ctrl+Home – в начало;
- Ctrl+End – конец;
- Shift+F5 – в место последних исправлений.
При решении задачи 19 можно использовать функции:
1. Если в условии задачи необходимо найти количество чего-либо, то используем функцию СЧЁТЕСЛИ(диапазон; критерий)
Например,
Светлана Сидорова собиралась полететь на каникулах на отдых и записала расписание перелётов из Москвы в разные города в виде таблицы. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
|
А
|
B
|
C
|
1
|
Город
|
Страна
|
Примерное время в пути
|
2
|
Абакан
|
РОССИЯ
|
4
|
3
|
Абу-Даби
|
ОАЭ
|
5
|
4
|
Адлер
|
РОССИЯ
|
2
|
5
|
Акаба
|
ЕГИПЕТ
|
5
|
Каждая строка таблицы содержит запись об одном маршруте перелёта.
В столбце A записан город назначения, в столбце B – страна назначения; в столбце C – примерное время в пути.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 191 маршруту в алфавитном порядке.
Для какого количества городов расчётное время перелёта составляет более 5 часов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Курсор – в ячейку H2
- =СЧЁТЕСЛИ(С2:С192; ">5")
2.Если в условии задачи необходимо найти процент чего-либо, то используем функции СУММЕСЛИ(диапазон, условие, [диапазон_суммирования]),
СЧЁТЕСЛИ(диапазон; критерий),
ЕСЛИ(лог_выражение; [значение_если_истина]; [значение_если_ложь]) и пр.
Например,
Какой процент от всех 6-часовых перелетов составляют 6-часовые перелёты в города России? Ответ на этот вопрос в виде целого числа нужно записать в ячейку H3 таблицы.
- Курсор – в ячейку H3
- Подсчитаем все 6-часовые перелеты и запишем в любую ячейку, например, Е2
=СЧЁТЕСЛИ(С2:С192; 6)
- Подсчитаем все 6-часовые перелеты в города России
- Для этого в ячейку D2 запишем
=ЕСЛИ(В2="РОССИЯ"; 1; 0)
- Скопируем формулу во все ячейки до В192
- Посчитаем все 6-часовые перелеты и запишем в любую свободную ячейку, например, Е3
=СУММЕСЛИ(С2:С192; 6; В2:В192)
- В ячейку Н3 запишем формулу нахождения процента от всех 6-часовых перелетов составляют 6-часовые перелёты в города России (меньшее число делим на большее! и устанавливаем процентный формат на эту ячейку)
- Если в задании необходимо проверить одновременное выполнение двух условий, то можно использовать функции
ЕСЛИ(лог_выражение; [значение_если_истина]; [значение_если_ложь])
И(логическое_значение1, [логическое_значение2], ...)
Например,
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
|
А
|
В
|
С
|
D
|
Е
|
1
|
Продукт
|
Жиры, г
|
Белки, г
|
Углеводы, г
|
Калорийность, Ккал
|
2
|
Арахис
|
45,2
|
26,3
|
9,9
|
552
|
3
|
Арахис жареный
|
52
|
26
|
13,4
|
626
|
4
|
Горох отварной
|
0,8
|
10,5
|
20,4
|
130
|
5
|
Горошек зелёный
|
0,2
|
5
|
8,3
|
55
|
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Сколько продуктов в таблице содержат меньше 25 г жиров и меньше 25 г углеводов? Запишите число этих продуктов в ячейку H2 таблицы.
- Курсор – в ячейку F2
- Проверим выполнение сразу двух условий (для этого если оба условия выполняются, то в ячейке появится 1, иначе – 0) =ЕСЛИ(И(В2<25;D2<25);1;0)
- В ячейку Н2 запишем функцию, которая просуммирует все полученные 1 =СУММ(F2:F1001)
4.Если в задаче необходимо найти среднее чего-либо, то используем функции СУММЕСЛИ(диапазон, условие, [диапазон_суммирования]),
СЧЁТЕСЛИ(диапазон; критерий),
Например,
Какова средняя калорийность продуктов с содержанием белков менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- Посчитаем калорийность при количестве белка<1 и запишем в отдельной ячейке, например J2:
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<1")
- Тогда в H3 для определения средней калорийности продуктов с содержанием белков менее 1 г запишем:
=СУММЕСЛИ(B2:B1001;"<1";E2:E1001)/2 |