Сайт учителя информатики Насоновой Н.А.
Понедельник, 28.05.2018, 06:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Час кода 2015Мой профильРегистрацияВыходВход
Меню сайта
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт ?
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Алгоритмическая эстафета

Основная идея занятия:

Исследователи, IT-специалисты очень часто оказываются в ситуации, когда результат надо получить в очень сжатые сроки. Чем меньше остается времени, тем больше у программиста искушения пропустить какие-то важные шаги в разработке программы, например, проверку правильности написанного кода. На этом занятии мы попытаемся имитировать ситуацию работы в команде в условиях сжатых сроков.

Цель:

познакомить учащихся на практике с элементами и базовыми понятиями программирования, дать понимание того, что составление алгоритмов - один из основополагающих этапов решения задачи по программированию.

Задачи:

формирование умения работы в команде и согласования действий учащихся с учителем и между собой; записи простого линейного алгоритма; анализа записанного алгоритма; поиска ошибок в алгоритме.

Необходимые материалы:

 листы бумаги для записи алгоритмов для каждой команды;

 карандаши;

 экран, проектор, компьютер учителя или доска (чтобы вывести список команд, используемых в алгоритме).

 

План проведения урока

  1. Просмотр видеороликов:

Мотивационный ролик акции “Час кода” на сайте www.часкода.рф с участием звезд и представителей отрасли информационных технологий (ИТ) раскрывает имидж ИТ как молодой, привлекательной для молодежи индустрии, и говорит о важности изучения информатики и программирования образами успешных и известных людей, мотивирует к действию. Целесообразно использовать данный материал для привлечения внимания учащихся в ходе общешкольного установочного мероприятия: праздничного старта акции “Час кода” в школе, либо в начале занятия, что позволит школьникам настроиться на будущий урок.

Видео-лекция (интервью со звездами российской ИТ-сферы) на сайте акции

Десятиминутная видео лекция от представителей ведущих ИТ-компаний приоткроет учащимся тайну “ИТ-магии” и работы в сфере ИТ, расскажет о главных трендах, разработках и задачах ИТ-индустрии, с которыми столкнутся современные школьники через 5-10 лет. Участники лекции расскажут о том, чем ИТ может привлечь молодых людей, мечтающих добиться успеха в будущем, и помогут задуматься о роли и важности технологий в нашей жизни. Лекция направлена на стимулирование интереса молодежи к информационным технологиям и повышение престижности ИТ-специальностей и содержит несколько смысловых блоков:

 Ценность технологий и в нашей жизни

 Будущее развития интернета (облачные технологии)

 Будущее технологий для дома и человека (интернет вещей)

 Будущее информационной безопасности

 Будущее игр

2. Исследователи, IT-специалисты очень часто оказываются в ситуации, когда результат надо получить в очень сжатые сроки. Чем меньше остается времени, тем больше у программиста искушения пропустить какие-то важные шаги в разработке программы, например, проверку правильности написанного кода. На этом занятии мы попытаемся имитировать ситуацию работы в команде в условиях сжатых сроков.

3. Подготовительный этап эстафеты

● Класс разбивается на группы по 4 - 6 человек.

● Команды выстраиваются у одной стены помещения. У противоположной стены напротив каждой команды размещается листок с рисунком, для рисования которого требуется составить алгоритм, также лист бумаги, на котором перечислены используемые команды и выделено место для записи алгоритма.

● Каждая группа должна составить алгоритм для робота, который перемещается по клетчатому листу бумаги и может закрашивать клетки.

Примеры заданий:

 

Старт эстафеты.

По сигналу  участники от каждой группы начинают по очереди подбегать к листку для записи алгоритма по принципу эстафеты. Оказавшись около листка, участник может записать ровно одну команду. Для того чтобы сделать это, нужно проанализировать тот алгоритм, который написали другие участники, чтобы следующая команда не противоречила всем предыдущим.

Важно заранее, до начала эстафеты объяснить ученикам принцип, по которому должен действовать человек возле листка с алгоритмом. Желательно наводящими вопросами привести учащихся к правильным выводам.

Окончание эстафеты.

Учитель у доски подводит итоги - “выполняет” алгоритмы и проверяет, чтобы все могли увидеть, какой алгоритм работал правильно, а какой - с ошибками.

Рефлексия.

Участники успешных групп отвечают на вопросы:

1. Какой подход внутри группы вы выработали?

2. Как рассуждали и что делали, оказавшись около листка для записи алгоритма?

3. Как вы считаете, какие ваши действия помогли успешно справиться с заданием? Какие мешали?

4. Что было самым сложным при выполнении задания?

5. С какими понятиями программирования мы сегодня познакомились?

Участники, у которых возникли затруднения при выполнении задания, отвечают на вопросы:

1. Как рассуждали и что вы делали, оказавшись около листа для записи алгоритма?

2. Могла бы вам пригодиться стратегия, которую выработала другая группа?

3. Как следовали изменить поведение в группе, чтобы добиться результата?

4. Что давалось легко при выполнении задания?

 

Игра “Создаем умные вещи”

Идея занятия

Эта командная игра позволяет познакомить учащихся со структурой работы и процессом создания технологической новинки - какой-либо «умной вещи» (по выбору учителя или самих учащихся). Работая в команде, каждый участник выполняет определенную роль при проектировании: программист, дизайнер, инженер или руководитель проекта. В зависимости от отведенной роли, участник выполняет ряд заданий при работе над общим шаблоном - проектом умной вещи.

По окончании проектирования проводится презентация результатов работы учащихся, где команды кратко представляют концепции своих интернет вещей. Учитель выполняет роль модератора, а итоги подводятся путем голосования всех участников.

Работая над своими шаблонами в сопровождении учителя, ученики получат представление о таких вещах, как программная и аппаратная часть устройства, обратная связь, управление, датчики и сенсоры, управление проектом, сотрудничество внутри группы, распределение задач.

Командная игра позволит каждому участнику почувствовать свой вклад в общее дело, благодаря тому, что роли участников команды разграничены, даст опыт работы над мини-проектом, выступления со своей идеей, ведения дискуссии.

Цели игры:

● развитие объектного и алгоритмического стиля мышления;

● формирование мотивации к получению образования в ИТ-сфере посредством организации практической деятельности.

 

План проведения игры

  1. Как вы думаете, с какой целью проводится акция «Час кода»? (беседа)
  2. Просмотр видеороликов:

Мотивационный ролик акции “Час кода” на сайте www.часкода.рф с участием звезд и представителей отрасли информационных технологий (ИТ) раскрывает имидж ИТ как молодой, привлекательной для молодежи индустрии, и говорит о важности изучения информатики и программирования образами успешных и известных людей, мотивирует к действию. Целесообразно использовать данный материал для привлечения внимания учащихся в ходе общешкольного установочного мероприятия: праздничного старта акции “Час кода” в школе, либо в начале занятия, что позволит школьникам настроиться на будущий урок.

Видео-лекция (интервью со звездами российской ИТ-сферы) на сайте акции

Десятиминутная видео лекция от представителей ведущих ИТ-компаний приоткроет учащимся тайну “ИТ-магии” и работы в сфере ИТ, расскажет о главных трендах, разработках и задачах ИТ-индустрии, с которыми столкнутся современные школьники через 5-10 лет. Участники лекции расскажут о том, чем ИТ может привлечь молодых людей, мечтающих добиться успеха в будущем, и помогут задуматься о роли и важности технологий в нашей жизни. Лекция направлена на стимулирование интереса молодежи к информационным технологиям и повышение престижности ИТ-специальностей и содержит несколько смысловых блоков:

 Ценность технологий и в нашей жизни

 Будущее развития интернета (облачные технологии)

 Будущее технологий для дома и человека (интернет вещей)

 Будущее информационной безопасности

 Будущее игр

  1. Итак, вы сейчас слышали о том, что в ближайшие 5 лет предстоит революция в создании «умного дома». Такой дом возможен при взаимодействии «умных вещей». Давайте сейчас попробуем создать такие вещи, и может кто-то из вас в будущем воплотит идею в жизнь.
  2. Какие профессии участвуют в создании «умных вещей»? (дизайнер, инженер, программист)

Класс разбивается на группы по 3 - 4 человека. Каждая группа выбирает в своем составе руководителя, инженера, дизайнера и программиста. Для того, чтобы определить свою роль в группе (можно воспользоваться результатами профориентационного тестирования.)

В течение 5 - 7 минут каждая группа работает над шаблоном - проектом умной вещи.

Примерный вид шаблона для работы группы (выводится на экран)

Этап проектирования: программист должен предложить, какие команды будет понимать устройство, и какую информацию оно будет передавать владельцу вещи; инженер предложит, какие дополнительные датчики необходимы такому устройству и с каким еще устройствами сможет взаимодействовать эта умная вещь; дизайнер предложит, как может измениться внешний вид устройства. Руководитель проекта даст ему название и представит идею классу.

Этап презентации идей “умных вещей”:

по истечении отведенного времени руководители представляют свои проекты классу. Учитель поощряет обсуждение достоинств и требуемых доработок проектов между учениками.

Подведение итогов: в начале урока каждый ученик получает стикер с изображением “Лайк” (нравится) или цвета своей команды. На этапе подведения итогов каждый наклеивает свой стикер на проект, который показался ему самым интересным и продуманным. Можно голосовать за любую работу, кроме своей собственной.

Рефлексия

Участники команд отвечают на вопросы:

1. Нравится ли вам ваш проект и можно ли его улучшить?

2. Каких знаний вам не хватало в ходе работы над проектом?

3. Как проходила работа в команде и шло обсуждение в ходе работы над проектом? В чем специфика совместной работы над проектом разных специалистов?

4. Какой подход внутри команды вы выработали?

5. Как вы считаете, какие ваши действия помогли успешно справиться с заданием? А какие мешали? Была ли работа над проектом эффективной и почему?

6. Что было самым сложным при выполнении задания?

Учитель подводит итоги, обращая внимание учащихся на то, что возможность создавать «умные вещи» и наделять различные устройства новыми свойствами сегодня доступно даже школьнику. Например, достаточно написать программу или приложение для своего смартфона, чтобы он стал еще более удобным и умным предметом, подключался и общался с внешними устройствами и ресурсами сети интернет, помогая своему владельцу решить какую-либо задачу. Практически у каждого человека в кармане, в его смартфоне есть набор датчиков: гироскоп, камера, датчик освещенности, датчик прикосновений и другие. Овладеть магией ИТ-технологий может каждый! Стоит только захотеть.

 

Урок экскурс «Кто ты в IT-специальностях»

Вид урока: комбинированный урок с использованием технологии игрового обучения.

Тип урока: фронтальная работа, работа в парах (малых группах), самостоятельная.

 Необходимое техническое оборудование: инструкции с индивидуальными заданиями и компьютеры для самостоятельной работы учащихся с выходом в интернет, или таблицей ЗИУК, тетради и ручки учащихся.

Цели данного урока: пропедевтика базовых понятий программирования и получение первоначального практического опыта в данной сфере; развитие алгоритмического и объектного стиля мышления; формирование мотивации к получению образования в ИТ-сфере посредством организации практической деятельности.

Основные образовательные результаты:

предметные:

 освоение понятий «алгоритм», «программа», «объект» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;

 практические навыки реализации основных алгоритмов;

 умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

 умение создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.

метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, действиями других учащихся, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.

 

План проведения урока:

  1. Как вы думаете, с какой целью проводится акция «Час кода»? (беседа)
  2. Вы получили таблицу, рассмотрите ее. Заполните первые два столбца.

  1. В ходе просмотра роликов, вы должны заполнить оставшиеся столбцы.
  2. Просмотр роликов:

Мотивационный ролик акции “Час кода” на сайте www.часкода.рф с участием звезд и представителей отрасли информационных технологий (ИТ) раскрывает имидж ИТ как молодой, привлекательной для молодежи индустрии, и говорит о важности изучения информатики и программирования образами успешных и известных людей, мотивирует к действию. Целесообразно использовать данный материал для привлечения внимания учащихся в ходе общешкольного установочного мероприятия: праздничного старта акции “Час кода” в школе, либо в начале занятия, что позволит школьникам настроиться на будущий урок.

Видео-лекция (интервью со звездами российской ИТ-сферы) на сайте акции

Десятиминутная видео лекция от представителей ведущих ИТ-компаний приоткроет учащимся тайну “ИТ-магии” и работы в сфере ИТ, расскажет о главных трендах, разработках и задачах ИТ-индустрии, с которыми столкнутся современные школьники через 5-10 лет. Участники лекции расскажут о том, чем ИТ может привлечь молодых людей, мечтающих добиться успеха в будущем, и помогут задуматься о роли и важности технологий в нашей жизни. Лекция направлена на стимулирование интереса молодежи к информационным технологиям и повышение престижности ИТ-специальностей и содержит несколько смысловых блоков:

 Ценность технологий и в нашей жизни

 Будущее развития интернета (облачные технологии)

 Будущее технологий для дома и человека (интернет вещей)

 Будущее информационной безопасности

 Будущее игр

  1. Вопрос к классу (работа с таблицей)

 Какие еще выводы вы для себя сделали о работе в отрасли информационных технологий?

 Что вы знаете/помните о работе в ИТ-индустрии?

 Какие ИТ-профессии вы можете назвать?

 Какие технологии вас наиболее заинтересовали? Если бы вы выбирали профессию в ИТ, то чем бы вам было интересно заниматься?

 Что принципиально может измениться в нашей жизни?

 Как вы думаете, сколько времени пройдет до того, как представленные новинки станут общедоступными? А сколько времени прошло от изобретения телевизоров до того момента, когда они появились в каждом доме? Почему такая разница?

 Скажите, в каких областях и сферах, каким специалистам, могут пригодиться навыки программирования и алгоритмическое мышление? Почему?

Дома вы прошли анкету о том, кто вы в IT-специальностях. Какие результаты вы получили? Согласны ли с ними? Какие профессии вам не знакомы?

  1. Работа с сайтом www.buduguru.org.
  2. Кому интересно, могут дома ознакомиться с атласом новых профессий на сайте http://atlas100.ru/
  1. Итог:  Освоить основы программирования и знать основные направления развития ИТ-индустрии пригодятся каждому современному человеку, потому что:

 Программирование учит людей думать и четко выражать свои мысли! Умение программировать позволяет воплощать в жизнь невероятные идеи, делать нашу жизнь ярче, удобнее. Языки программирование - тот язык, на котором будут разговаривать в скором будущем многие окружающие нас вещи.

 Любой специалист, в какой бы сфере он ни работал, должен понимать, как устроены и работают технологии, чтобы иметь возможность справляться с различными задачами быстрее и эффективнее, достигать успеха в том, чем он занимается

  1. Рефлексия:

Закончите предложения:

● на этом занятии мы освоили …

● сегодня мы научились …

● мне было сложно …

● я понял, что …

● я планирую ...

 

 

 

 

Вход на сайт
Безопасность

Банк сайтов
Банк Интернет-портфолио учителей
...
Презентации PowerPoint
...
Сайт добавлен в каталог образовательных сайтов на портале "Банк Интернет-портфолио учителей"
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz